Фёдор Михайлович часто использовал концепт нации, и всегда в позитивном смысле; дважды он определил своих единомышленников как «националистов» (1) в письме А.Н. Майкову от 9 (21) окт. 1870 г.; 2) в «Дневнике писателя» за январь 1877 г., главка «Примирительная мечта вне науки»), хотя этот термин в то время ещё не был широко распространён.



• Национальное для Достоевского есть высшая ценность в социально-политической сфере: «Всякий русский прежде всего русский, а потом уже принадлежит к какому-нибудь сословию» («Введение» к циклу «Ряд статей о русской литературе», 1861 г.); «право народности есть сильнее всех прав, которые могут быть у народов и общества» (из объявления о подписке на журнал «Время» на 1863 г.); «идея почвы, национальностей есть точка опоры; Антей . Идея национальностей есть новая форма демократии» (из записной книжки 1863 – 1864 гг.)

«Принцип национальности» для него – главный принцип международных отношений: «Прежнее построение Европы искусственно-политическое всё более и более падает перед стремлением к национальным народным построениям и обособлениям…» Это – «может быть, главная задача 19-го века. Тогда-то и возможны будут правильные международные отношения… Потому что каждая нация, живя для себя, в то же время, уже тем одним, что для себя живёт, - для других живёт…» (из записной тетради 1864 – 1865 гг.).

• Прогресс России – это прогресс русской нации: «Мы идем прямо от неё, от этой народности, как от самостоятельной точки опоры, прямо, какая она ни есть теперь —невзрачная, дикая, двести лет прожившая в угрюмом одиночестве. Но мы верим, что в ней-то и заключаются все способы её развития. Мы не ходили в древнюю Москву за идеалами; мы не говорили, что всё надо переломить сперва по-немецки и только тогда считать нашу народность за способный материал для будущего вековечного здания. Мы прямо шли от того, что есть, и только желаем этому что есть наибольшей свободы развития. При свободе развития мы верим в русскую будущность; мы верим в самостоятельную возможность ее. … Мы … убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мы не станем сами настоящими русскими. … Наш русский прогресс не иначе может определиться и хоть чем-нибудь заявить себя как только по мере развития национальной жизни нашей и пропорционально расширению круга её самостоятельной деятельности как в экономическом, так и в духовном отношении…» (объявление об издании журнала «Эпоха», 1864 г.).

Русские - единственный полноправный политический субъект в Российской империи: «Русская земля принадлежит русским, одним русским… хозяин земли русской – есть один лишь русский (великорус, малоросс, белорус – это всё одно) – и так будет навсегда…» («Дневник писателя» за сентябрь 1876 г.)

Русские – политические лидеры славянства: «…Надобно, чтоб политическое право и первенство великорусского племени над всем славянским миром совершилось окончательно и уже бесповоротно» (из письма А.Н. Майкову от 18 фев. (1 марта) 1868 г.).

Источник: https://vk.com/wall-196719934_2222 

"Меня зовут Савва Федосеев , я независимый кандидат в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и моя кампания находится под угрозой.

На момент написания этого поста мы с командой собрали 1214 подписей в поддержку моего выдвижения. Это лучший результат среди всех независимых кандидатов в Санкт-Петербурге, однако, этого очень мало. Всего нам необходимо сдать в ТИК 5300 подписей. Собрать осталось целых 4065 подписей. На это у нас есть 20 дней, то есть в день штаб должен получать 204 идеальных подписи.

В среднем на смену у нас выходят 17 человек, каждый из них собирает по 5 подписей. Чтобы собрать все подписи, ежедневно в поле должны работать 40 человек. Это в 2 раза больше, чем выходит сейчас. Мне и моей команде катастрофически не хватает сборщиков. Я очень прошу всех неравнодушных петербуржцев, особенно жителей Кировского района подключаться к сбору. У нас есть все шансы победить и улучшить жизнь нашего города.

Все сборщики получают опыт участия в независимой политике и зарплату за свой труд. За каждую подпись мы платим 150 рублей, с пятой подписи за смену ставка повышается до 200 рублей. На работу мы берем граждан РФ от 18-ти лет. Для сборщиков мы проводим подготовительные тренинги в нашем штабе.

Я жду новых людей в свою команду и с огромной радостью приму помощь всех, кто откликнется. В Петербурге должна появиться успешная независимая политика!

Наша судьба в наших руках. Поверьте в себя. И приходите и зовите друзей."

Стать сборщикам forms.gle/PUHrz6BfvJPiHkE36 Источник: https://vk.com/wall-23486475_1952496 

«Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потря­сения, нам нужна Великая Россия!»
Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 г.

«Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вы­звать у правительства, у власти паралич и во­ли, и мысли, все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх!» На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: “Не запу­гаете!” »
Первое выступление ПЛ. Столыпина во Вто­рой Государственной думе в качестве председателя Совета министров 6 марта 1907 г.

«...Нам, господа, не следует увлекаться западными образцами, не следует увлекаться теорети­ческими выводами западной науки, так как ино­гда на совершенно оригинальное разрешение во­проса нас наталкивает сама жизнь».
Речь о тарифных сборах, произнесенная в Госу­дарственном совете 24 февраля 1910 г.

«Ведь тут, господа, предлагают разрушение су­ществующей государственности, предлагают нам среди других сильных и крепких народов превра­тить Россию в развалины для того, чтобы на этих развалинах строить новое, неведомое нам отечест­во. Я думаю, что на втором тысячелетии своей жизни Россия не развалится. Я думаю, что она об­новится, улучшит свой уклад, пойдет вперед, но путем разложения не пойдет, потому что где разложение - там смерть».
Речь об устройстве быта крестьян и о праве собственности, произнесенная в Государственной думе 10 мая 1907 г.

«...Ведь русское государство росло, развивалось из своих собственных русских корней, и вместе с ним, конечно, видоизменялась и разви­валась и Верховная Царская Власть. Нельзя к на­шим русским корням, к нашему русскому стволу прикреплять какой-то чужой, чужестранный цветок.
Пусть расцветет наш родной русский цвет, пусть он расцветет и развернется под влиянием взаимодействия Верховной Власти и дарованного Ею нового представительного строя.
Вот, господа, зрело обдуманная правительственная мысль, которой воодушевлено правительство. Но чтобы осуществить мысль, несомненно, нужна воля».
Речь П.А. Столыпина, произнесенная в Государственной думе 16 ноября 1907 г. в ответ на вы­ ступление члена Государственной думы В.Л. Маклакова



——————————————
Взяты из: Столыпин, Петр Аркадьевич
Нам нужна великая Россия. Самые знаменитые речи и письма.2013. - с. 8-10. 

Источник: https://vk.com/wall-200124296_1940

Добровольский Алексей Александрович родился в 1938 году в Москве в семье служащих: отец - Добровольский Александр Иванович, мать – урождённая Салова Наталья Васильевна.

По окончании средней школы Алексей устроился работать грузчиком в типографию газеты «Московская правда».

Алексей с молодых лет начинает интересоваться политикой, что привело его впоследствии к образованию в 1957 году подпольной националистической организации – РНСП. Деятельность данной группы («полтора десятка соратников», по воспоминаниям самого Добровольского – «Ответы Доброслава на вопросы вятского журнала "Вихорь"») человек сводилась преимущественно к антикоммунистической агитации и распространению идей русского национализма. Напечатанные на пишущей машинке листовки они расклеивали на столбах или забрасывали в почтовые ящики в разных районах Москвы. Но в условиях практически не дающей сбоев чётко отлаженной государственно-бюрократической системы СССР данная организация молодых националистов просуществовала недолго – уже 23 мая 1958 года Алексей Добровольский вместе с соратниками был арестован. Почти всех вскоре освободили, кроме организатора. Приговоренный судом к лишению свободы, Добровольский три года провёл в мордовских лагерях – в печально известном Дубравлаге. В одном из интервью он сам рассказывает о своём первом опыте политической деятельности так: «Впервые попал на Лубянку в 1958 году по 58-й статье за создание молодёжной националистической организации. Мне тогда было 19 лет. Ничуть об этом не жалею, ибо в лагерях я получил суровую закалку».

В 1961 году, после освобождения из мест лишения свободы, Алексей Добровольский крестился (поскольку родители его были нерелигиозными людьми, до того времени Алексей не был крещённым), считая, что русский должен быть православным. С целью самообразования (живой пытливый ум и тяга к знаниям, помноженные на аналитические способности, являлись одними из главных черт Алексея Александровича) устраивается работать в букинистический магазин, в философско-исторический и естественно-научный отделы.

В 1962 году Алексей Добровольский женится, а спустя год рождается его первый сын Сергей. Продолжает активно принимать участие в подпольном политическом движении - в 1964 году входит в созданный членом НТС Борисом Евдокимовым «Союз Трудового народа», но уже спустя несколько месяцев вместе с другими членами попадает под арест. Добровольский, будучи признан психически ненормальным (симулировав психическое расстройство), направляется в спецпсихбольницу в городе Ленинграде (так называлась в период правления большевиков имперская столица России Санкт-Петербург), где знакомится с ужасными реалиями советской карательной психиатрии.

После освобождения из спецпсихбольницы 25 августа 1965 года Алексей Добровольский сразу же возобновляет подпольную политическую деятельность, связавшись с членами НТС и вступив в данную организацию. В 1966 поступает на библиографический факультет МГИКа, но закончить ВУЗ ему не удаётся в связи с очередным арестом в 1967 году. Добровольский по делу об участии в НТС был приговорён к двум годам лишения свободы.

В начале 1969 года Алексей Добровольский, освободившись из мест лишения свободы, лишается московской прописки на три года (до 1972 года) – в этот период он живёт в Угличе (Ярославская область) и Александрове (Владимирская обл.). Именно в этот период жизни он Добровольский обращается к славянскому языческому наследию, усиленно изучая и осмысливая дохристианское наследие предков. По признанию самого Алексея Александровича, «… я … углубился в изучение истории религий. На это ушло 20 лет, но помогло мне вернуться к своим корням — к бесхитростному и в то же время глубочайшему дохристианскому мировоззрению наших великих Пращуров». По его мнению, главным содержанием дохристианской языческой религии славян является почитание Природы и осознание себя её органической частью: «Мой Учитель — РУССКИЙ ЛЕС. Только на лоне РОДНОЙ ПРИРОДЫ пробуждается в душе родовая память Предков, и человека посещает вдохновение».

Когда в СССР началась перестройка, Алексей Добровольский примкнул к основанному Дмитрием Васильевым объединению «Память», в котором пробыл недолго – из-за возникших разногласий с руководителем организации он покидает ряды последней.

В 1986 году Алексей Александрович, уехав из Москвы, поселился в зелёном районном городке Пущино – там он разрабатывает свою систему целительства посредством вдыхания цветочных ароматов, в 1988 году изложенной им в работе «Арома-йога»: « АРОМА-ИОГА есть таинство причащения ароматами и через то восхищение и слияние души человеческой с душою Природы»; «АРОМА-ИОГА есть целительное единение с Божественной Энергией, разлитой в мир. Сердце, преисполненное любовью и состраданием, бьется в лад с Космическим Пульсом».

В 1989 году начинается новый этап в жизни Алексея Александровича Добровольского -  он принимает активное участие в создании «Московской славянской языческой общины», которую возглавил Александр Белов («Селидор»). Тогда же путём самопосвящения он принимает языческое имя «Доброслав» и объявляет себя волхвом (так назывались в Древней Руси вещие подвижники, облажающие обширными знаниями и духовной силой). В том же 1989 году Доброслав пишет свой программный труд «Стрелы Ярилы»: «Спасение Нации и спасение Природы есть цель единая и неделимая. Нет ничего более значимого в данную историческую минуту, чем сохранение Природы как залог самосохранения и выживания Нации». Кроме этого он проводит многолюдные языческие праздники и выступает с лекциями.

В 1990 году Доброслав, желая быть ближе к Природе, вместе с взрослыми сыновьями Родоставом и Вятичем, ставшими его единомышленниками и также получившими славянские языческие имена, поселяется в заброшенной лесной деревушке Весенёво в Шабалинском районе Кировской области, где ведёт натуральное хозяйство: Родостав занимается пасекой, а Вятич делает на заказ традиционные предметы славянского языческого бута и религиозного культа: ковши, братины, гусли. 24 июня 1990 года проводит праздник Купалы - Летнего Солнцеворота, на который съезжается более ста гостей.

Живя в глуши дремучих вятских лесов, Доброслав много размышляет о Родной Природе, о месте человека и народа в ней (он даже формулирует священную триаду: НАРОД – РОДИНА – ПРИРОДА, ключевым здесь является корень «РОД»), о судьбах России и будущем русской нации, что выливается в серию трудов. При этом следует особо отметить, что некоторые брошюры и статьи Доброслава («Мать-земля: чудо чудное, диво дивное. Введение в геобиологию», «Язычество как волшебство», «Святославие», «Язычество: закат и рассвет», «Волхвы» и др.) запрещены в РФ, более того – сам он вновь трижды попадал на скамью подсудимых по печально знаменитой «русской» ст. 282 УК РФ – в 2002 году (приговор – два года лишения свободы условно со взысканием 1800 рублей за судебные издержки), в 2010 году (один год лишения свободы условно): «Меня уже второй раз при новой власти судят. Первый раз в 2001 году получил я срок. Сейчас в Москве есть такая Пушкинская площадь. Я слышал, там какие-то все время демонстрации. Так мы первые начали – в 1965 году. Мы какие-то флаги ломали красные, били морды каким-то комсомольцам, дружинникам. Что-то мы делали – было за что наказывать. Сейчас совершенно ни за что, за мысль», - рассказывал в интервью сам Доброслав; в 2013 году (штраф семь тысяч рублей – пусть читателя не смущает небольшой размер штрафа, ибо самое неприятное в данной и во всех подобных ситуациях заключается в том, что преследование по этой статье – банальная траля, ведь судят по ней чаще всего за выражение мнения, что в здоровом обществе не должно иметь места).

Тем не менее, Доброслав регулярно проводил славянские языческие праздники на лоне Родной Природы, приезжал в Москву читать публичные лекции, принимал у себя в Весенёво потоки приезжавших к нему единомышленников и соратников, писал новые работы о славянском язычестве и русском национализме. Несмотря на политические преследования, обвинения в экстремизме (что стало в современной РФ способом расправы с инакомыслящими и подавлением русского национального самосознания в духе печально знаменитых методов политического давления в СССР), Доброслав до самого своего последнего вздоха продолжал верить в грядущее возрождение России.

Жизнь шабалинского волхва и русского националиста Доброслава оборвалась в ночь с 18 на 19 мая 2013 года в деревне Весенёво: «Он возвращался с прогулки вечером домой, но, к сожалению, не дошёл. Смерть наступила быстро, застав его на приусадебном участке, хорошо, что мы оказались рядом в это время», - вспоминает старший сын Доброслава - Родостав. Но, уходя в иной мир – страну Предков, Доброслав оставил после себя идею русского возрождения через восстановление и укрепления прочной связи с нашей Родной Матерью-Природой.

Осмысливая духовное наследие Доброслава, следует особо отметить важность главного вывода всех его духовных исканий: «Разгадка бытия человека — в духовном общении с Природой. Наши пращуры ощущали все части Природы особо одушевленными, населяя (отсюда Вселенная) все ее царства и каждую стихию таинственными сущностями — Духами. Всем явлениям Природы сопутствует внутренняя духовная жизнь. Суть язычества — лад с Природой. Природа одухотворена, следовательно, лад — сочувствие с природными духами. Древние одарили нас самым прекрасным, самым глубоким и самым высоконравственным представлением о Земле как о живом, сознательном, одушевленном Целом. Мать-Сыра-Земля не бесчувственная глыба, она ЖИВАЯ САМОБЫТНАЯ СУЩНОСТЬ» (произведение «Наш храм – Родная Природа»).  «Одухотворенное отношение к Природе немыслимо без одухотворения самой Природы. Согласно языческому мировидению, Великий Дух-Род внутренне присущ, совечен Природе. Род — душа Природы. Природа — воплощение Рода: все живые существа родственны и всякая жизнь свещенна. Род мыслился не как внешний творец Природы, но как ее внутреннее духовное начало, а бессмертная душа человеческая — как частица этого начала» (Там же).

Являясь частью Природы, мы не можем и не имеем права игнорировать и нарушать её извечные законы. «Но, противопоставив себя Природе, он этим только лишился ее покровительства. Негодующие духи отвернулись от него, предоставив его Карме» («Арома-йога»).

Почитая Родную Природу, человек естественным образом приходит к уважению и любви своего народа, своей нации: «Душа народа воплощена в его языке. … в русском, вещем языке РОДИНА — ПРИРОДА — НАРОД являют собой вечное, неразрывное целое, ибо произрастают из одного свещенного корня — РОД. Всё самое дорогое, самое прекрасное, самое благородное заключено в этих трех словах. Поскольку подобное триединство присуще … русскому языку, оно запечатлело РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. А подвижники родного идеала есть русские националисты» («Наш храм – Родная Природа»).  Далее мысль Доброслава развивается: «Спасение Нации и спасение Природы есть цель единая и неделимая. Нет ничего более значимого в данную историческую минуту, чем сохранение Природы как залог самосохранения и выживания Нации» («Стрелы Ярилы»).

Будучи убеждённым русским националистом, Доброслав был чужд шовинизма: «Русский Национализм никому не угрожает. … Мы понимаем национализм не как проявление национального неравенства. Настоящий, здоровый национализм не враждебен другим народам. Мы приветствуем волю к самоутверждению в любом народе, но только не за русский счёт» («Великославие русского национализма», 1991).

Русский национализм воплощается в социальной справедливости: «Русский Национализм — это РУССКИЙ ПОРЯДОК и РУССКИЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УКЛАД, способный установить социальную СПРАВЕДЛИВОСТЬ» («Наш храм – Родная Природа»).

При этом нужно указать на одно великое заблуждение Доброслава, заключающееся в его неприятии христианства и, в частности, Православия – отрекшись от Православия, он стал почитать его враждебным русскому духу и русской культуре. Ибо роль Православия в русской истории велика и неустранима. Другое дело, что и дохристианские представления славян не были «тёмными суевериями» - это та почва, на которой семена христианства выросли в могучее древо русской духовности. За века русской истории древнеславянские дохристианские представления прочно переплелись с православным вариантом христианского учения, породив нашу родную самобытную русскую культуру. И для её сохранения и приумножения мы, новые поколения русских людей, обязаны в равной мере чтить как наше славянское языческое наследие, так и Православную традицию, оберегая родную Природу и укрепляя свой дух, ведущий ну великую Родину к новому рассвету.

Светлая память русскому националисту и подвижнику Алексею Александровичу Добровольскому - волхву Доброславу!

Несколько слов о работе над данной публикацией:

Для ознакомления читателя с миром представлений и идей А.А. Добровольского использованы цитаты из тех его трудов, которые в настоящее время не являются запрещёнными в РФ. При приведении цитат Доброслава использована его орфография (написание тех или иных слов с заглавной буквы, выделение некоторых слов и выражений крупным шрифтом). Жирным шрифтом выделены некоторые из цитат А.А. Добровольского по усмотрению автора данной работы.

 Солдат Империи 

Одно из стихотворений Доброслава:

 

Песнь о Славянской Славе

 

Воздай хвалу Великому Перуну!

Гуслярный звон и бурный звон меча

Передадут рокочущие струны,

Да не озлобят и не огорчат.

 

Взойдет Ярило над зубчатым лесом,

Червлёный стяг над крепостной стеной.

И будет наша доля полновесна --

Продолжить бой тяжелый, затяжной.

 

Когда ж устанет каждая десница

Одолевать немыслимый предел,

Тогда мы сможем снова возвратиться

Обратно в крепость сквозь напевы стрел.

 

Щиты небрежно за спины забросив,

Не отразив тревоги на лице...

Никто, никто пощады не попросит

Уже в смертельно стиснутом кольце.

 

Храни в себе, славянская натура,

Достоинство, пронзившее века.

И знай: пусть даже небо хмуро,

Ярило светит нам сквозь облака!

 

Воздай хвалу Великому Перуну,

Гуслярный звон и бурный звон меча.

Нет, нет не плачут, а рокочут струны --

Кто воспринял -- для тех не замолчат...

Доброслав (1992)

В книге развиваются идеи работы автора «Миф масс и магия вождей», изданной в 1999 году, а также ряда статей на эту тему.


Автором привлечены новые политологические, философские,
социально-психологические подходы к анализу формирования коллективных и индивидуальных воззрений на политический процесс. Используется опыт аналитической психологии, работы русских философов (А.Лосев, Н.Бердяев, Н.Федоров и др.), зарубежных мыслителей (Э.Кассирер, Дж.Кэмпбелл, М.Элиаде, К.Мангейм, М.Ласки, С.Московичи и др.), современных российских авторов. Прослеживается фундаментальная связь мифологии с политикой, рассматривается роль мифа в организации масс и элитных групп, раскрывается мифологическое содержание нигилистических идеологий, имеющих явное или скрытое хождение в современной России. Книга завершается проектом Большого политического мифа, необходимого для быстрого преодоления мировоззренческого кризиса России.

Источник: https://vk.com/wall-134945458_1099

Михаил Осипович Меньшиков (1859-1918) – талантливый публицист Российской Империи и идеолог русского национализма, расстрелянный чекистами 20 сентября 1918 года на берегу Валдайского озера на глазах его шестерых детей. 

Ленин писал о нём: «...наёмный писака черносотенного царского правительства Меньшиков...» (ПСС, том 20, страница 46), что можно рассматривать как высшее признание. Борцы за интернационализм не могли смириться с инакомыслием и убили Меньшикова за его русские национальные взгляды. 

Имя М.О.Меньшикова оказалось на долгие годы вычеркнуто из истории, но в последние годы усилиями русских людей делаются шаги по возрождению памяти о нём и по возвращению его наследия в область актуальных идей.  

В городе Валдае, где я недавно побывал, в местном краеведческом музее есть стенд, посвящённый Меньшикову, на одном из зданий его дачи размещена памятная табличка, установлен памятник на его могиле, периодически проводятся «Меньшиковские чтения». Также Меньшиков отмечен в экспозиции музея в посёлке Рощино Валдайского края. В тоже время простые люди практически ничего не знают о нём, а его усадьба в развалинах. 

На мой взгляд, Меньшиков предвосхитил своё время и его публицистические тексты продолжают быть злободневными и даже стали более актуальными, чем в момент публикации.

Паломничество по Меньшиковским местам Валдая, которое я совершил благодаря соратнику Олегу, я рассматриваю как важный этап своего духовно-нравственного и политического развития. Это необходимый опыт, который я рекомендую повторить всем сознательным русским людям.

На фотографиях: могила М.О.Меньшикова, руины его дачи, памятная доска (расстрелян за убеждения), стенд Валдайского краеведческого музея, посвящённый Меньшикову, отдельные фотографии стенда, фотография со стенда в музее Рощино.

Дмитрий Бобров

Источник: http://dbobrov.info/my-articles/item/682

Иван Александрович Ильин родился 28 марта (9 апреля) 1883 в Москве в дворянской семье. Отец будущего философа – Александр Иванович Ильин (1851 – 1921), являющийся крестником императора Александра II (17 (29) апреля 1818 – 1 (13) марта 1881, Император  Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский с 1855 года), был губернским секретарём, присяжным поверенным Округа Московской судебной палаты; мать – российская немка Каролина Луиза фон Швейкерт фон Штадион (1858 – 1942), в замужестве Екатерина Юрьевна Ильина.

После окончания гимназии с золотой медалью в 1901 году Иван Ильин подал прошение в Московский университет о зачислении его на юридический факультет. В процессе учёбы у него появляется большой интерес к философии. Также он получает основательную  подготовку по праву, которое изучал под руководством философа-правоведа П.И. Новгородцева. «Двадцать два года я знал Павла Ивановича, - вспоминал впоследствии Ильин. – Мы, начинающие студенты, слушали его по особенному, многого не понимая, напряжённо ловя каждое слово, напряжённо внимая: он говорил о главном; не о фактах и не о средствах, отвлечённо, но о живом; он говорил о целях жизни и, прежде всего, о праве учёного исследовать и обосновать эти цели…» Сам профессор П.И. Новгородцев так отзывался о своём ученике Иване Ильине: « Господин Ильин действительно входит в существо изучаемого предмета и подолгу останавливается на каждой теме. В этом отношении он проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединённую с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь для него переутомления от чрезмерной работы». (Цит. по: Сильная власть. Русская идея / Ильин И.А. – Москва: Издательство «Э», 2017. С. 13)

В конце мая 1906 года по окончании юридического факультета Московского университета Иван Ильин был удостоен диплома 1-й степени. Практически сразу же профессор Новгородцев подал ходатайство об оставлении Ильина при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В сентябре того же года учёный совет удовлетворил данное ходатайство. 

27 августа 1906 года в церкви Рождества Христова в селе Быково в Подмосковье состоялось венчание Ивана Александровича Ильина и Натальи Николаевны Вокач, дворянки по происхождению.

В мае 1909 г. Ильин успешно сдаёт экзамен на степень магистра государственного права и утверждается в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета. В сентябре того же года он приступает к преподавательской деятельности – читает лекции и ведёт семинары на Московских высших женских юридических курсах, также он преподаёт в Московском коммерческом институте. В 1910 году он получает возможность читать лекции на юридическом факультете Московского университета в качестве приват-доцента.

В том же 1910 году И.А. Ильин становится членом Московского психологического общества. В журнале данного общества выходит его первая крупная научная работа – «Понятия права и силы». А в начале следующего года Ильин отправляется на несколько лет в научную командировку в Западную Европу, где изучает новейшие течения европейской философии, такие как философия жизни и феноменология. По возвращении в Россию в 1912 г. Иван Александрович Ильин возвращается к преподавательской деятельности на юридическом факультете и пишет научные работы, среди которых особое место занимает «Общее учение о праве и государстве» (1915).

Но времена стабильной жизни, наполненной плодотворной научной деятельностью, были прерваны трагическим событиями 1917 года, когда двумя революциями – в феврале и октябре – была повергнута в прах историческая Россия на фоне всеобщего разброда и кровавого террора, проводимого большевистским правительством. Ильин категорически не принял большевистскую революцию, изложив своё отношение к ней в вышедшей 10 ноября 1917 в газете «Утро России» статье с красноречивым названием «Кошмар». Правда, поначалу Ильин воспринимал случившееся как временное недоразумение, полагая, что большевики не удержат власть, о чём вспоминал позже: «Когда большевики захватили власть, то царило общее убеждение, что это будет короткая авантюра, что у сумасшедших нет перспективы, что бандитизм быстро пожрёт сам себя». (Цит. по: Сильная власть. Русская идея / Ильин И.А. – Москва: Издательство «Э», 2017. С. 15)

Дворянское происхождения И.А. Ильина и его нескрываемая антибольшевистская позиция привели привлекли к нему пристальное внимание со стороны ЧК, в результате чего на протяжении 1918 года философ трижды подвергался арестам. Его положение становилось всё более рискованным. Спасло Ильина лишь то обстоятельство, что, желая получить признание правительств других государств, советское правительство решило проявить показной гуманизм по отношению к некоторым представителям русской дореволюционной интеллигенции. По распоряжению В.И. Ленина в 1922 году был составлен список из 160 лиц, «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции» и подлежащих высылке. 26 сентября Ильин с супругой Натальей Николаевной взошли на борт знаменитого «Философского парохода», доставивших их в числе прочих высылаемых из Петербурга в немецкий порт Штеттин, после чего 1 октября того же – 1922 – года благополучно прибыли в Берлин, где прожили следующие 16 лет своей жизни.

          

Немецкий период жизни Ильина был наполнен работой над научными трудами в области философии права (например, книга «О сущности правосознания», увидевшей свет в 1956 году, через два года после смерти автора) и преподаванием в действовавшим в 1920 – начале 1930-х гг. Русском научном институте. Кроме того, Иван Александрович принимал большое участие в общественной жизни, став одним из идеологов русского Белого движения в эмиграции, являясь членом Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), в 1927 – 1930 гг. был редактором и издателем журнала «Русский колокол», активно выступал на антикоммунистических митингах.

Находясь в Германии, Ильин в 1925 году пишет и издаёт один из своих ключевых философских трудов – «О сопротивлении злу силой», в котором последовательно и обоснованно критикует учение Л.Н. Толстого о непротивлении. «Злое начало едино и агрессивно и в агрессивности своей лукаво и многообразно. Тот, кто ему не сопротивляется, тот уступает ему и идёт в его свите; кто не пресекает его нападения, тот становится его орудием или гибнет от его лукавства.» (Цит. по: Иван Ильин. О сопротивлении злу силой. Изд. 6е. – М.: ДАРЪ, 2017. С. 263)  

В 1938 году Иван Александрович Ильин с женой переезжают в Щвейцарию, где 31 октября того же года поселились в городке Цолликон, пригороде Цюриха. В Швейцарии Ильин читал лекции в народных университетах, а также в учёных и культурных обществах, и продолжал работу над своими философским книгами, в том числе и на религиозные темы – «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» (над которой работал больше тридцати лет). Также в этот период была написана серия политических статей, составивших сборник «Наши задачи» (1948 – 1954), изначально предназначавшийся для членов Русского Обще-Воинского Союза» (РОВС), а в настоящее время ставшего, пожалуй, самым известным произведением Ивана Ильина, ставшего по сути краеугольным камнем русского национального мировоззрения. Данный сборник статей давно уже стал настольной книгой большинства русских националистов.

В виду значимости сборника статей И.А. Ильина «Наши задачи» следует остановиться на нём подробнее. В ряде статей (например, «О страданиях и унижениях русского народа», «Русская революция как катастрофа, преступление и безумие», «Почему сокрушился в России монархический строй?») проводится анализ причин, приведших к катастрофе 1917 года: «… русская национальная интеллигенция не понимала своего народа, не разумела его монархического правосознания, не умела верно вести его и отвернулась от своих Государей. … И, главное, - по незрелости … русского национального правосознания». (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 22)

Большое внимание уделял автор в своих статьях и формулированию основ русского национального мировоззрения. Так, в статье «О русском национализме» Ильин писал: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божьем саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, го исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 162); «… национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит, - в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия будет национальной Россией» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 164).

Благодаря полученному в юные годы блестящему юридическому образованию Ильин высказывал в своих статьях очень много здравых мыслей по вопросам государственного устройства и взаимоотношениям личности и государства. Например, в статье «Об органическом понимании государства и демократии» автор утверждает: «.. жизнь государства слагается не арифметически, а органически. Самые люди, участвующие в этой жизни, суть не отвлечённые «граждане» с пустыми «бюллетенями» в руках, но живые личности телесно-душевно-духовные организмы; они не просто нуждаются в свободе и требуют её, но они должны быть достойны её» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 173); «Государство состоит из народа и ведётся правительством; и правительство призвано жить для народа и черпать из него свои живые силы, а народ должен знать и понимать это, и отдавать свои силы общему делу. Верное участие народа в жизни государства даёт этому последнему его силу» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С.176).

Прекрасные размышления Ивана Ильина о государственной власти и её авторитете содержатся в его статье «О сильной власти»: «Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в её способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе. Ибо власть есть прежде всего и больше – дух и воля, т.е. достоинство и правота наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 328).

К сожалению, напряжённая работа, к тому же в условиях эмиграции и жизни на чужбине далеко не лучшим образом сказались на здоровье Ивана Александровича – с конца 1945 года он стал часто болеть. В ноябре 1954 года у него случился тяжёлый сердечный приступ. Ильин слёг и 21 декабря 1954 года скончался.

До самой своей смерти Иван Александрович Ильин оставался пламенным русским патриотом и борцом за возрождение русского народа, убеждённым монархистом. И практически до самого последнего своего часа он неутомимо трудился, создавая основы русского мировоззрения и подлинного православного правосознания. Всего Иван Ильин написал около 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, английском и французском языках.

И. А. Ильин был погребён на кладбище города Цоликона. В 2005 году его прах и прах его жены Натальи Николаевны (скончалась в 1963 году) были возвращены на Родину и перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве. Но по прежнему живёт провозглашённая и оформленная Ильиным русская идея: «Когда мы смотрим вперёд и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим её как национальное государство…».

Солдат Империи

"Я думаю, что столь глубокий упадок чувства народности - накануне восстановления её или смерти." М.О. Меньшиков 

Михаил Осипович Меньшиков (25 сентября 1859 - 20 сентября 1918) - русский общественный деятель, публицист, один из родоначальников русского национализма.

Родился Михаил Осипович Меньшиков 25 сентября 1859 года в городе Новоржеве (Псковская губерния), в семье коллежского регистратора, происходившего из священнической семьи, мать же его имела дворянское происхождение. По окончании в 1873 году Опочецкого уездного училища Михаил Меньшиков поступает в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте, после окончания коего становится флотским штурманом.  

Михаил Осипович участвовал в ряде заграничных морских экспедиций. Именно в тот период его жизни у него открывается писательский талант - во время плаваний на фрегате "Князь Пожарский" Михаилд Меньшиков пишет очерки, впоследстви выпущенные в виде книги "По портам Европы" (1884). Как военно-морской гидрограф он пишет и специальную литературу - "Руководство к чтению морских карт, русских и иностранных" (СПб, 1891), "Лоция Абосских и восточной части Аландских шхер" (СПб, 1892). Тогда же Михаил Осипович пробует себя и в публицистике - он печатается в "Кронштадтском вестнике", "Морской газете" и "Техническом сборнике". Параллельно с флотской службой он с середины 1880-х г. работает в издании "Неделя", где впоследствии становится ведущим сотрудником. 

Решив целиком посвятить себя литературе и публицистике, М.О. Меньшиков в 1892 году выходит в отставку в чине штабс-капитана. Он устраивается на постоянной основе в газету "Неделя", после её закрытия по приглашению А.С. Суворина работает в газете "Новое время" (в которой являлся ведущим публицистом с 1901 по 1917 гг., вплоть до закрытия издания), где его талант публициста оттачивается и совершенствуется: печатающиеся по две-три статьи в неделю его "Письма к ближним" представляют собой редкий образец публицистического совершенства, где глубина мысли, знание жизни и здравая аналитика сочетаются с прекрасным владением русским словом.  Сам Меньшиков придавал публицицистике очень важное значение, отдавая должное её способности влиять на умы.

В своих работах Михаил Осипович центральное значение уделял пробуждению и формированию национального самосознания русского народа, излагая мировоззренческие основы русского национализма. Также большое внимание публицист уделял и актуальным вопросам, связанным с растущим нигилизмом и бездуховностью, распространением антигосударственных и русофобских идей, деятельностью революционеров и террористов, украинским сепаратизмом, засильем инородцев в системе государственного управления, событиями Русско-японской (1904 - 1905 гг.) и Первой мировой (1914 - 1918 гг.) войн.

Будучи убеждённым националистом, Меньшиков много писал о русском национализме, стремясь донести свои идеи до максимально большего числа людей. "Наиболее обещающим движением русской жизни является теперь национальное. Враги национализма и справа, и слева рапространяют о нём самый пошлый вздор, но это не мешает великому Движению расти и захватывать собой всё более и более широкие круги общества. ... Национализм есть полное развитие личности и стойкое бережение всех особенностей, отличающих данный вид от смежных ему. Национализм есть не только полнота самосознания, но полнота особенного - творческого самосознания, а не подражательного. Национализм всегда чувствуется как высшее удовлетворение, как "любовь к Отечеству и народная гордость". ... Национализм есть то редкое состояние, когда народ примиряется с самим собою, входит в полное согласие, в равновесие своего духа и в гармоническое удовлетворение самим собой", - писал Михаил Осипович в статье "Русское пробуждение" (1910).

Русская национальная идея в трудах Михаила Осиповича Меньшикова отличается целостностью и глубиной. Осмысливая весь путь, пройденный руским народом за многие века, и опыт русской государственности, он ставит центральным пунктом единство русской нации и прочность державы, понимаемой им как империя, которую русские строили в тяжком труде, постоянно отбиваясь от внешних врагов и преодолевая внутренние смуты. Будучи убеждённым монархистом, Меньшиков считал также необходимым наличие аристократического строя, который составляют лучшие сыны Отечества, несущие нелёгкое бремя служения нации (в укор морально разложившемуся в результате екатерининских реформ дворянскому сословию XIX века, см. об этом ст. Меньшикова "Свиньи и бесы" (1907)), а также всесословное народное представителство, благодаря которому управление государством будет более эффективным и учитывающим интересы всех и каждого. При этом Михаил Осипович предостерегал от засилья инородцев в системе государственного управения (статьи "Почти иностранное ведомство", "Чьё государство Россия?" (1908)).

Национализм Меньшикова был лишён агрессии, он не призывал к насилию над другими народами - сам он характеризовал свои взгляды как национализм "честного разграничения", ибо, согласно его мнению, только это и является залогом бесконфликтного существования народов. В статье "Народное пробуждение" (1912) он писал: "Враги русского национализма лгут, будто цель нашей партии - обидеть инородцев, искоренить их. Конечно, это жалкая клевета. Разве мы, русские,  в самом деле погонимся когда-нибудь за евреями в Палестину, или за поляками - в Польшу, или за армянами - в Армению, чтобы там угнетать их? Да Господь с ними - этого никогда не было и не будет. Мечты наши не идут дальше того, чтобы самим не быть угнетёнными. Не нападать на чужие народности мы собираемся, а лишь защищать свою".

Михаил Осипович Меньшиков развивал идею русского национализма не только посредством написания статей - в 1908 году он инициировал создание Всероссийского национального союза. Согласно его уставу, целями данной организации являлись исповедуемые её  членами начала - единство и нераздельность Российской империи, укрепление русского национального единства, пробуждение национального самосознания, упрочение русской государственности на основе самодержавной власти Царя в единении с законодательным представительством народа. Членами Всероссийского национального союза являлись военные в отставке, чиновники, национально мыслящие публицисты, деятели науки и культуры.

После трагических событий февраля и октября 1917 года, когда пала Российская империя и к власти пришли антинационально настроенные революционеры-болшевики, и по всей стране разошёлся кровавый террор, Меньшиков был отстранён от работы в газете, а 14 сентября 1918 года был арестован сотрудниками ВЧК на собственной даче на Валдае. Через несколько дней, 20 сентября 1918 года, Михаил Осипович Меньшиков был расстрелян на берегу Валдайского озера на глазах у своих шестерых детей. Так прервалась жизнь честного русского публициста и пламенного патриота. По словам жены Михаила Осиповича судьями и исполнителями смертного приговора являлись сотрудники ВЧК Якобсон, Давидсон, Гильфонт и комиссар Губа. 

В 1993 году М.О. Меньшиков был реабилитирован.

Ныне, спустя столетие после гибели русского публициста Михаила Осиповича Меньшикова, мы перечитываем его статьи, осваивая его духовное наследие, и находим их более чем актуальными и для нашего времени. По сути, Меньшиков заложил фундамент русского национализма, указав идеологические векторы и предостерегая от опасностей на пути к национальному возрождению.

Солдат Империи