Иван Александрович Ильин родился 28 марта (9 апреля) 1883 в Москве в дворянской семье. Отец будущего философа – Александр Иванович Ильин (1851 – 1921), являющийся крестником императора Александра II (17 (29) апреля 1818 – 1 (13) марта 1881, Император  Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский с 1855 года), был губернским секретарём, присяжным поверенным Округа Московской судебной палаты; мать – российская немка Каролина Луиза фон Швейкерт фон Штадион (1858 – 1942), в замужестве Екатерина Юрьевна Ильина.

После окончания гимназии с золотой медалью в 1901 году Иван Ильин подал прошение в Московский университет о зачислении его на юридический факультет. В процессе учёбы у него появляется большой интерес к философии. Также он получает основательную  подготовку по праву, которое изучал под руководством философа-правоведа П.И. Новгородцева. «Двадцать два года я знал Павла Ивановича, - вспоминал впоследствии Ильин. – Мы, начинающие студенты, слушали его по особенному, многого не понимая, напряжённо ловя каждое слово, напряжённо внимая: он говорил о главном; не о фактах и не о средствах, отвлечённо, но о живом; он говорил о целях жизни и, прежде всего, о праве учёного исследовать и обосновать эти цели…» Сам профессор П.И. Новгородцев так отзывался о своём ученике Иване Ильине: « Господин Ильин действительно входит в существо изучаемого предмета и подолгу останавливается на каждой теме. В этом отношении он проявляет совершенно выходящую из ряда трудоспособность, соединённую с величайшей преданностью избранной им специальности. Его приходилось не побуждать, а останавливать в занятиях, опасаясь для него переутомления от чрезмерной работы». (Цит. по: Сильная власть. Русская идея / Ильин И.А. – Москва: Издательство «Э», 2017. С. 13)

В конце мая 1906 года по окончании юридического факультета Московского университета Иван Ильин был удостоен диплома 1-й степени. Практически сразу же профессор Новгородцев подал ходатайство об оставлении Ильина при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В сентябре того же года учёный совет удовлетворил данное ходатайство. 

27 августа 1906 года в церкви Рождества Христова в селе Быково в Подмосковье состоялось венчание Ивана Александровича Ильина и Натальи Николаевны Вокач, дворянки по происхождению.

В мае 1909 г. Ильин успешно сдаёт экзамен на степень магистра государственного права и утверждается в звании приват-доцента по кафедре энциклопедии права и истории философии права Московского университета. В сентябре того же года он приступает к преподавательской деятельности – читает лекции и ведёт семинары на Московских высших женских юридических курсах, также он преподаёт в Московском коммерческом институте. В 1910 году он получает возможность читать лекции на юридическом факультете Московского университета в качестве приват-доцента.

В том же 1910 году И.А. Ильин становится членом Московского психологического общества. В журнале данного общества выходит его первая крупная научная работа – «Понятия права и силы». А в начале следующего года Ильин отправляется на несколько лет в научную командировку в Западную Европу, где изучает новейшие течения европейской философии, такие как философия жизни и феноменология. По возвращении в Россию в 1912 г. Иван Александрович Ильин возвращается к преподавательской деятельности на юридическом факультете и пишет научные работы, среди которых особое место занимает «Общее учение о праве и государстве» (1915).

Но времена стабильной жизни, наполненной плодотворной научной деятельностью, были прерваны трагическим событиями 1917 года, когда двумя революциями – в феврале и октябре – была повергнута в прах историческая Россия на фоне всеобщего разброда и кровавого террора, проводимого большевистским правительством. Ильин категорически не принял большевистскую революцию, изложив своё отношение к ней в вышедшей 10 ноября 1917 в газете «Утро России» статье с красноречивым названием «Кошмар». Правда, поначалу Ильин воспринимал случившееся как временное недоразумение, полагая, что большевики не удержат власть, о чём вспоминал позже: «Когда большевики захватили власть, то царило общее убеждение, что это будет короткая авантюра, что у сумасшедших нет перспективы, что бандитизм быстро пожрёт сам себя». (Цит. по: Сильная власть. Русская идея / Ильин И.А. – Москва: Издательство «Э», 2017. С. 15)

Дворянское происхождения И.А. Ильина и его нескрываемая антибольшевистская позиция привели привлекли к нему пристальное внимание со стороны ЧК, в результате чего на протяжении 1918 года философ трижды подвергался арестам. Его положение становилось всё более рискованным. Спасло Ильина лишь то обстоятельство, что, желая получить признание правительств других государств, советское правительство решило проявить показной гуманизм по отношению к некоторым представителям русской дореволюционной интеллигенции. По распоряжению В.И. Ленина в 1922 году был составлен список из 160 лиц, «писателей и профессоров, помогающих контрреволюции» и подлежащих высылке. 26 сентября Ильин с супругой Натальей Николаевной взошли на борт знаменитого «Философского парохода», доставивших их в числе прочих высылаемых из Петербурга в немецкий порт Штеттин, после чего 1 октября того же – 1922 – года благополучно прибыли в Берлин, где прожили следующие 16 лет своей жизни.

          

Немецкий период жизни Ильина был наполнен работой над научными трудами в области философии права (например, книга «О сущности правосознания», увидевшей свет в 1956 году, через два года после смерти автора) и преподаванием в действовавшим в 1920 – начале 1930-х гг. Русском научном институте. Кроме того, Иван Александрович принимал большое участие в общественной жизни, став одним из идеологов русского Белого движения в эмиграции, являясь членом Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), в 1927 – 1930 гг. был редактором и издателем журнала «Русский колокол», активно выступал на антикоммунистических митингах.

Находясь в Германии, Ильин в 1925 году пишет и издаёт один из своих ключевых философских трудов – «О сопротивлении злу силой», в котором последовательно и обоснованно критикует учение Л.Н. Толстого о непротивлении. «Злое начало едино и агрессивно и в агрессивности своей лукаво и многообразно. Тот, кто ему не сопротивляется, тот уступает ему и идёт в его свите; кто не пресекает его нападения, тот становится его орудием или гибнет от его лукавства.» (Цит. по: Иван Ильин. О сопротивлении злу силой. Изд. 6е. – М.: ДАРЪ, 2017. С. 263)  

В 1938 году Иван Александрович Ильин с женой переезжают в Щвейцарию, где 31 октября того же года поселились в городке Цолликон, пригороде Цюриха. В Швейцарии Ильин читал лекции в народных университетах, а также в учёных и культурных обществах, и продолжал работу над своими философским книгами, в том числе и на религиозные темы – «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» (над которой работал больше тридцати лет). Также в этот период была написана серия политических статей, составивших сборник «Наши задачи» (1948 – 1954), изначально предназначавшийся для членов Русского Обще-Воинского Союза» (РОВС), а в настоящее время ставшего, пожалуй, самым известным произведением Ивана Ильина, ставшего по сути краеугольным камнем русского национального мировоззрения. Данный сборник статей давно уже стал настольной книгой большинства русских националистов.

В виду значимости сборника статей И.А. Ильина «Наши задачи» следует остановиться на нём подробнее. В ряде статей (например, «О страданиях и унижениях русского народа», «Русская революция как катастрофа, преступление и безумие», «Почему сокрушился в России монархический строй?») проводится анализ причин, приведших к катастрофе 1917 года: «… русская национальная интеллигенция не понимала своего народа, не разумела его монархического правосознания, не умела верно вести его и отвернулась от своих Государей. … И, главное, - по незрелости … русского национального правосознания». (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 22)

Большое внимание уделял автор в своих статьях и формулированию основ русского национального мировоззрения. Так, в статье «О русском национализме» Ильин писал: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всём его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвёл в Божьем саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божьим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, го исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 162); «… национализм есть здоровое и оправданное настроение души. То, что национализм любит и чему он служит, - в самом деле достойно любви, борьбы и жертв. И грядущая Россия будет национальной Россией» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 164).

Благодаря полученному в юные годы блестящему юридическому образованию Ильин высказывал в своих статьях очень много здравых мыслей по вопросам государственного устройства и взаимоотношениям личности и государства. Например, в статье «Об органическом понимании государства и демократии» автор утверждает: «.. жизнь государства слагается не арифметически, а органически. Самые люди, участвующие в этой жизни, суть не отвлечённые «граждане» с пустыми «бюллетенями» в руках, но живые личности телесно-душевно-духовные организмы; они не просто нуждаются в свободе и требуют её, но они должны быть достойны её» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 173); «Государство состоит из народа и ведётся правительством; и правительство призвано жить для народа и черпать из него свои живые силы, а народ должен знать и понимать это, и отдавать свои силы общему делу. Верное участие народа в жизни государства даёт этому последнему его силу» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С.176).

Прекрасные размышления Ивана Ильина о государственной власти и её авторитете содержатся в его статье «О сильной власти»: «Сила власти проявляется не в крике, не в суете, не в претенциозности, не в похвальбе и не в терроре. Истинная сила власти состоит в её способности звать не грозя и встречать верный отклик в народе. Ибо власть есть прежде всего и больше – дух и воля, т.е. достоинство и правота наверху, которым отвечает свободная лояльность снизу» (Национальная Россия. Наши задачи / Иван Ильин. – Москва: Алгоритм. 2017. С. 328).

К сожалению, напряжённая работа, к тому же в условиях эмиграции и жизни на чужбине далеко не лучшим образом сказались на здоровье Ивана Александровича – с конца 1945 года он стал часто болеть. В ноябре 1954 года у него случился тяжёлый сердечный приступ. Ильин слёг и 21 декабря 1954 года скончался.

До самой своей смерти Иван Александрович Ильин оставался пламенным русским патриотом и борцом за возрождение русского народа, убеждённым монархистом. И практически до самого последнего своего часа он неутомимо трудился, создавая основы русского мировоззрения и подлинного православного правосознания. Всего Иван Ильин написал около 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, английском и французском языках.

И. А. Ильин был погребён на кладбище города Цоликона. В 2005 году его прах и прах его жены Натальи Николаевны (скончалась в 1963 году) были возвращены на Родину и перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве. Но по прежнему живёт провозглашённая и оформленная Ильиным русская идея: «Когда мы смотрим вперёд и вдаль и видим грядущую Россию, то мы видим её как национальное государство…».

Солдат Империи