«Спасение Нации и спасение Природы есть цель единая и неделимая. Нет ничего более значимого в данную историческую минуту, чем сохранение Природы как залог самосохранения и выживания Нации». Доброслав
Восемь лет назад - 19 мая 2013 года - нас покинул Алексей Александрович Добровольский (13 октября 1938 - 19 мая 2013), также известный как Доброслав.
Алексей Александрович прожил жизнь бескомпромисного борца за русскую идею (как он её понимал), регулярно подпадая под репрессии как в советский, так и в постсоветский периоды. Но преследвания лишь укрепляли его дух и закаляли его характер.
Среди русских националистов Доброслав со своими взглядами стоял особняком: в отличие от большинства русских националистов, опирающихся на духовный фундамент русского Православия, он черпал вдохновение из дохристианского наследия - славянского язычества. Данную заметку, посвящённую памяти Алексея Добровольского, не хотелось бы превращать в подробный анализ его мировоззрения, но вкратце следует отметить следующее:
Духовность русского народа, его менталитет, начали формироваться в дохристианский период бытования славянских племён. именно тогда начала складываться и русская государственность (862 год - призвание Рюрика рядом славянских и финно-угорских племён), именно тогда сформировались основные черты русского характера (в том числе и его доминанта - стремление к справедливости, так точно подмеченное Ф.М. Достоевским), именно тогда начал формироваться язык, типично русская религиозность (не путать с религией), особенное задушевное отношение к Родной Природе, к Солнцу, Матери-Земле, зафиксированное также и в русском литературном (см., например, "Слово о полку Игореве", а также русские былины и сказки) и художественном (резьба по дереву и камню, вышивка) наследии. Зачастую многие националисты упускают этот важный для формирования русского народа и его культуры период, и заслуга Доброслава именно в том, что он именно на этом изначальном периоде русской истории сконцентрировал своё внимание (к сожалению, он крайне негативно относился к Православию, что, очевидно, объясняется формированием его взглядов в советский и в перестроечные отрезки истории России). Славянское язычество как раз явилось той благодатной почвой, на которой ростки христианского мировоззрения выросли в могучее древо Русского Православия (Древо Животное, известное по деревянной и каменной резьбе Древней Руси и по рукописным книгам данного периода). Об этом в своё время писал и один из основополагающих столпов русской национальной мысли Михаил Осипович Меньшиков (1859- 1918): "... древние религии вовсе не нелепость, а нечто такое, во что вложена была вся душа древних, все их познания, все нравственные идеалы. ... Ничто не умирает. Не умирают души людей и явлений. Не думайте, что умерли древние боги… они живут гораздо ближе к нам, чем мы думаем, они живут в нас самих. Это наши страсти, это племенные свойства, созданные вместе с нашей природой." (Михаил Меньшиков. Письма к русской нации. Статья "Души народов").
И огромная заслуга Доброслава в том, что он неустанно проповедовал единство человека и Природы, провозглашая залогом и мерилом нравственности бережное и почтительное отношение к ней - актуальность этого в наши дни более чем очевидна. «Разгадка бытия человека — в духовном общении с Природой. Наши пращуры ощущали все части Природы особо одушевленными, населяя (отсюда Вселенная) все ее царства и каждую стихию таинственными сущностями — Духами. Всем явлениям Природы сопутствует внутренняя духовная жизнь. Суть язычества — лад с Природой. Природа одухотворена, следовательно, лад — сочувствие с природными духами. Древние одарили нас самым прекрасным, самым глубоким и самым высоконравственным представлением о Земле как о живом, сознательном, одушевленном Целом. Мать-Сыра-Земля не бесчувственная глыба, она ЖИВАЯ САМОБЫТНАЯ СУЩНОСТЬ» (Доброслав, произведение «Наш храм – Родная Природа»).
Любой здравомыслящий русский человек, тем более обладающий национальным мышлением, поймёт необходимость единения с силами Родной Природы и уважительного отношения к духовному опыту наших пращуров (что ни в малейшей мере не враждебно Православию, а наоборот, обогащает и укрепляет нашу русскую культуру и духовность). И Доброслав вместе со всеми своими озарениями и заблуждениями остаётся одной из важнейших фигур русского национального движения.
Светлая Память Доброславу!
19 мая 2021
Солдат Империи
__________________________
Учитывая особенности законодательства РФ цитирование Добровольского А.А. приводится по источникам, не признанным судами экстремистскими и, соответственно, не находящимся в соответствующем списке Минюста.